« БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Отделение духовного развития и трансперсональной психологии
Парфёнова Галина
когда мы придумывали тонинг. Тем не менее,
возможность расслабления проявилась
и оказалась его основным результатом.
Через некоторое время я оказалась на семинаре по обертонному пению
в новоевропейском стиле английского музыканта Роберта Нортона. И тонкие чары гармоник удалось ощутить на своем опыте слушания и делания.
Усвоенные уроки позволили начать собственное творчество в виде концертов-тонингов и семинаров, которые мы стали проводить с моей союзницей Ольгой Анисимовой. За этот период нами много спето и объяснено людям, которые впервые сталкиваются с понятием обертонов.
Мы рады поделиться и обнаружить свои догадки о природе звука и восприятии его человеком.
Чудо обертонного пения трудно передать словами. Как убедительно описать, что вместо одного звука в обертонном пении вы можете услышать
и второй, который появляется где-то высоко и напоминает легкую, тихую флейту?
Второй голос кажется надмирным. Он выводит свою мелодию. Он завораживает. Кажется, что он ничей. Но вместо мистических объяснений, можно найти вполне убедительные акустические. Чудность явления обертонов не умаляется этим. Это не фокус и не мистификация.
Когда мы стали петь обертоны и объяснять, как их петь, другим людям, начали обнаруживаться особенности их воздействия. А то, что мы только читали в книге Джонатана Голдмена «Целительные звуки», подтверждалось на практическом опыте.
Настройка на обертонное пение, координация фонетики и дыхания, слышание обертонов – процесс тонкий и органичный. Само научение продвигается скачками. При пении обертонов дыхание становится непривычно длинным. Будто включается чрезвычайно экономичный режим выдоха воздуха.
Те, кто присутствуют при обертонном пении первый раз, иногда реагируют скорее на вибрацию основного тона, которая способна вызвать резонанс в теле слушателя, чем на призвуки гармоник. Некоторое время спустя ухо привыкает к непривычному диапазону восприятия, впуская и реагируя на высокие частоты обертонов.
«Обертонная лестница» всегда являет собой фиксированный ряд звуков относительно основного тона. Шаг между «ступеньками» 256Гц, если основной тон «До». 16 обертонов помещаются в слышимый человеком диапазон. В этом акустическом ряде гармоник заключены универсальные пропорции гармонии, способной произвести настройку вибраций человеческого существа.
Искушенным исследователям это выражение может показаться слишком многообещающим. Сколько «панацей» открыто за последнее время! Но каждый раз на концерте-тонинге мы слышим уникальные подтверждения проявлений действия гармонии.
Само слово тонинг означает прозвучивание, длительное пение одного тона. (Об этом пишет Джонатан Голдмен в «Целительных звуках»). Для эффективного восприятия обертонов на тонинге слушателям нами предлагаются специальные условия. Чтобы звуки воспринимались на уровне вибрационно-резонансном, проводится двигательно-звуковая разминка. Хорошо бы растрясти тело, приготовить его для получения звука-вибрации, напомнить о том, как звук распространяется в теле.
Можно расположиться лежа или сидя в удобном положении. При этом важно сохранять прямую спину.
Слушание происходит с закрытыми глазами. Это помогает сконцентрировать все внимание на звуках и вибрационных ощущениях. Ведь обычно 90% процентов информации человек получает через зрение.
Слушатели размещаются внутри круга. Мы вдвоем с Ольгой поем, перемещаясь по кругу. Все оказываются в чаше звукового пространства между двумя голосами. Это время насыщенного восприятия. Мы поем интервалы, обертоны и полифонические импровизации. Обертонное пение дает возможность петь объемные звуки, пропевать звуковые пространства. Каждый интервал, если в нем пребывать достаточное время, рождает своеобычное переживание. Точная квинта пронзает и выстраивает. Терция успокаивает стабильностью. А после биения диссонирующей секунды мир звуков расширяется. Возможность следить
за мелодией динамично сочетается со слушанием обертонов. Поэтому
в нашу композицию входят полифонические двухголосия-имитации
в средневековом или фольклорном стиле.
Наше обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты после-действия стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.
После тонинга люди делятся своим впечатлением и рассказывают о том, какие ощущения они испытывали, как изменилось их состояние. Эти реакции весьма индивидуальны. Но чаще всего встречаются такие отклики:
• После тонинга испытываешь обновление, сбрасываешь усталость. Будто с тебя смели пыль и составили заново.
• Проясняется зрение.
• Волна звука откликается резонансом в теле, отмечая вибрацией ослабленные зоны.
• Возникает эффект, будто разрозненные левая и правая стороны тела объединяются.
• Приходит легкость и ощущение выхода из физического тела.
• Тем, кому это свойственно, видят переливы цветов или визуальные образы. Часто это горные хребты. Или метаморфозы пространства.
• Те, кто занимается различными практиками, отмечает действие обертонных звуков по чакрам.
• Глубинные воспоминания детства проявляются по ассоциации с обертонным звучанием.
• После тонинга может прийти решение какой-либо висевшей проблемы, прояснятся смыслы и связи между явлениями.
• Последействие от тонинга продолжается и далее. Оно может сказаться на качестве сна в ночь после концерта.
Обертонная «флейта» над голосом всегда пропевает неизменное арпеджио: октава, квинта, октава, терция…
Не нова мысль о том, что в звуках может быть заключена гармония.
Но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием.