•  
    скоро

    Школа "Радость Звучать"
    Москва

    11-12

    ноября

    Москва



Обертонное пение для спокойствия души

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНЫХ
« БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Отделение духовного развития и трансперсональной психологии

Парфёнова Галина

Обертонное пение для спокойствия души



Ни релакс, ни медитация не были нашей самоцелью,
когда мы придумывали тонинг. Тем не менее,
возможность расслабления проявилась
и оказалась его основным результатом.




Когда в моих руках оказалась книга Хазрат Инайят Хана «Мистицизм звука», я не подозревала, что стою у развилки моей судьбы. Было пора отпускать ансамбль ранней музыки, который я вела, и начинать исследование звука. Голос, достигающий глубин человеческой сущности, дарующий утешение, выстраивающий гармонию, приводящий к целостности описывался на страницах суфийского музыканта. Концертная деятельность, музыкальный жанр, диапазон голоса – все это было не так важно и весьма вторично.

Через некоторое время я оказалась на семинаре по обертонному пению
в новоевропейском стиле английского музыканта Роберта Нортона. И тонкие чары гармоник удалось ощутить на своем опыте слушания и делания.
Роберт Нортон
Усвоенные уроки позволили начать собственное творчество в виде концертов-тонингов и семинаров, которые мы стали проводить с моей союзницей Ольгой Анисимовой. За этот период нами много спето и объяснено людям, которые впервые сталкиваются с понятием обертонов.

Мы рады поделиться и обнаружить свои догадки о природе звука и восприятии его человеком.
Чудо обертонного пения трудно передать словами. Как убедительно описать, что вместо одного звука в обертонном пении вы можете услышать
и второй, который появляется где-то высоко и напоминает легкую, тихую флейту?

Второй голос кажется надмирным. Он выводит свою мелодию. Он завораживает. Кажется, что он ничей. Но вместо мистических объяснений, можно найти вполне убедительные акустические. Чудность явления обертонов не умаляется этим. Это не фокус и не мистификация.

Когда мы стали петь обертоны и объяснять, как их петь, другим людям, начали обнаруживаться особенности их воздействия. А то, что мы только читали в книге Джонатана Голдмена «Целительные звуки», подтверждалось на практическом опыте.

Настройка на обертонное пение, координация фонетики и дыхания, слышание обертонов – процесс тонкий и органичный. Само научение продвигается скачками. При пении обертонов дыхание становится непривычно длинным. Будто включается чрезвычайно экономичный режим выдоха воздуха.

Те, кто присутствуют при обертонном пении первый раз, иногда реагируют скорее на вибрацию основного тона, которая способна вызвать резонанс в теле слушателя, чем на призвуки гармоник. Некоторое время спустя ухо привыкает к непривычному диапазону восприятия, впуская и реагируя на высокие частоты обертонов.

«Обертонная лестница» всегда являет собой фиксированный ряд звуков относительно основного тона. Шаг между «ступеньками» 256Гц, если основной тон «До». 16 обертонов помещаются в слышимый человеком диапазон. В этом акустическом ряде гармоник заключены универсальные пропорции гармонии, способной произвести настройку вибраций человеческого существа.

Искушенным исследователям это выражение может показаться слишком многообещающим. Сколько «панацей» открыто за последнее время! Но каждый раз на концерте-тонинге мы слышим уникальные подтверждения проявлений действия гармонии.

Само слово тонинг означает прозвучивание, длительное пение одного тона. (Об этом пишет Джонатан Голдмен в «Целительных звуках»). Для эффективного восприятия обертонов на тонинге слушателям нами предлагаются специальные условия. Чтобы звуки воспринимались на уровне вибрационно-резонансном, проводится двигательно-звуковая разминка. Хорошо бы растрясти тело, приготовить его для получения звука-вибрации, напомнить о том, как звук распространяется в теле.

Можно расположиться лежа или сидя в удобном положении. При этом важно сохранять прямую спину.

Слушание происходит с закрытыми глазами. Это помогает сконцентрировать все внимание на звуках и вибрационных ощущениях. Ведь обычно 90% процентов информации человек получает через зрение.

Слушатели размещаются внутри круга. Мы вдвоем с Ольгой поем, перемещаясь по кругу. Все оказываются в чаше звукового пространства между двумя голосами. Это время насыщенного восприятия. Мы поем интервалы, обертоны и полифонические импровизации. Обертонное пение дает возможность петь объемные звуки, пропевать звуковые пространства. Каждый интервал, если в нем пребывать достаточное время, рождает своеобычное переживание. Точная квинта пронзает и выстраивает. Терция успокаивает стабильностью. А после биения диссонирующей секунды мир звуков расширяется. Возможность следить
за мелодией динамично сочетается со слушанием обертонов. Поэтому
в нашу композицию входят полифонические двухголосия-имитации
в средневековом или фольклорном стиле.

Наше обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты после-действия стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.
После тонинга люди делятся своим впечатлением и рассказывают о том, какие ощущения они испытывали, как изменилось их состояние. Эти реакции весьма индивидуальны. Но чаще всего встречаются такие отклики:

• После тонинга испытываешь обновление, сбрасываешь усталость. Будто с тебя смели пыль и составили заново.
• Проясняется зрение.
• Волна звука откликается резонансом в теле, отмечая вибрацией ослабленные зоны.
• Возникает эффект, будто разрозненные левая и правая стороны тела объединяются.
• Приходит легкость и ощущение выхода из физического тела.
• Тем, кому это свойственно, видят переливы цветов или визуальные образы. Часто это горные хребты. Или метаморфозы пространства.
• Те, кто занимается различными практиками, отмечает действие обертонных звуков по чакрам.
• Глубинные воспоминания детства проявляются по ассоциации с обертонным звучанием.
• После тонинга может прийти решение какой-либо висевшей проблемы, прояснятся смыслы и связи между явлениями.
• Последействие от тонинга продолжается и далее. Оно может сказаться на качестве сна в ночь после концерта.


Обертонная «флейта» над голосом всегда пропевает неизменное арпеджио: октава, квинта, октава, терция…
Не нова мысль о том, что в звуках может быть заключена гармония.
Но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием.


  Обертонная лестница

 

последние записи в блоге

Почему я пою, или длиннопост о перепонках души

Нет, я не собираюсь на оперную сцену и вообще, очень маловероятно, что кто-либо (помимо моих котов) услышит мой сольный концерт.
Началась моя нынешняя история с пением прошлым летом после сессии холотропного дыхания, которую я проходила в рамках обучающей программы как будущий телесно-ориентированный психолог...

Подробнее...

Про эти звуковые импровизации

Странные на первый взгляд эти напевы уху моему, привыкшему к городскому скрипу трамваев, фальцету скорой помощи, басу мотоциклов, бесконечных семплов гудков телефонов, визг тормозов, что дает прилив крови под быструю скорость моей машины. Но несмотря на, казалось, скучность и заунывность этих напевов, чувствуется в них что-то глубоко родное и забытое. Ухо хочет слушать еще и еще.

Подробнее...

Том о Нарочанской пилигримке

Том приехал в Беларусь из Америки искать свои корни. И сразу попал на нашу пилигримку. Он написал небольшую статью, полную благодарности. Вот она.

Подробнее...