Время испытывает наши устои.
Я ощущаю себя открывателем давно забытого, но столь нужного сегодня звучания. И еще мы – хранители и защитники звучания. А звучание проверяется слушанием. Это уше-слышно!
Пребывая в среде слушания средневекового, народного, древнего церковного, я искала пения именно такого! От любительского хора католиков, православного клироса с выбором репертуара знаменного и византийского до создания собственного ансамбля ранней музыки - все возможные действия для пребывания в натуральных интервалах были мною совершены.
Всё это сочеталось с прохождением системы распевок, которая дала инструмент для осуществления этой жажды. Можно было выбрать – с вибрато или без бирато звучать голосу.
Для всей этой средневековщины вибрато никак не годилось.
И вот появились обертоны! Они только упрочили слух натуральный. Уход от равно нарезанных интервалов оказался для меня неизбежен. Обертонная лестница усилила чувство квинты.
А еще во всех этих процессах нёбо научилось высоко подниматься для создания чудесной акустики пения! Так подчас бывает необходимо КАЧНУТЬ НЁБОМ!
Пение обертонов вернуло нам и вибрационное ощущение от звука в собственном теле. Оказалось, что натуральная, архаичная интервалика отзывается в нас конкретными ощущениями. Те, кто практикует активизацию чакр, подтверждали, что обертоны своим звукорядом отзываются именно в чакрах.
К этому присоединилось пение с исоном – длящимся тоном. Это изначальный вариант полифонии, встречающийся в византийской, русской, индийской музыкальной традиции.
Он базируется на ладовом строе и натуральных интервалах.
Вся эта многолетняя настройка голоса и слуха привела к способу пения, который можно проверить только в соответствующей акустике. Лучше всего годится храм византийского типа.
Именно там появляется сильная реверберация от всего пространства храма. А так же сильная вибрация в теле.
Можно обратить внимание на то, что это пение в высокой позиции, а тон завышен относительно равнотемперированной шкалы. А еще это пение среднее по динамике. Оно усиливается резонансом пространства. Но оно не оглушительное для слушателя!
Такой тип пения, такая настройка голоса дает возможность пережить певцу и слушателю экстатические ощущения, тонкие и высокие, проникающие в душу, укрепляющие дух.
Gala » 30.04.2016 00:19
Gala