Мы заходили в храмы, просили благословенья петь. Вставали перед алтарем или у иконы. И пели. Звук уносился в пустынный купол, в чашу алтаря и возвращался, преображенный, вдохновляя нас на следующее песнопение.
Святые взирали с икон.
Голоса состраивались, находили друг друга.
В Ново-Афонском храме Св.Пантелеимона, где служат нынешние раскольники, петь разрешили, но вскоре к нам подошли и оборвали. Не дозволялось петь долго.
А в Лыхны хлопотливые свечницы обрадовались, заслушались и неожиданно расплакались.
Дранды – приземистая церковь с многостворчатым широким куполом. Вокруг хозяйничают, строят, налаживают всё трудники. Девушка в лавочке всплеснула руками:
- Петь? Конечно! У нас благословляют!
И вскоре, как мы смолкли, подошла:
- Батюшка благословил, идите в трапезную, чаем угоститесь!
А вокруг дальние дали, залитые солнцем, горы в снегу. На наше спасибо священник улыбнулся широко.
Что же мы пели? Иисусову молитву, известную нам от Свято-Елизаветинских монахинь в Минске. Распев начинался одним общим голосом. И надстраивался, разрастался голосами, импровизирующими в гармонии, и снова сворачивался в одно русло.
А еще только что разученные греческие песнопения, диковинные по мелодии, с поддерживающим тоном – иссоном. Агне Парфене – Дева Пречистая, Аксион – Достойно есть, Агиос Офеос – Трисвятое.
Это очень подходило к Византийским храмам, которые мы посещали.
Наш хор окреп. От храма к храму пелось всё слаженнее.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ОБЕРТОНЫ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ
Симфония Пушкиногорья ещё звучит во мне! Гений Места постарался!Образы, звуки, запахи всплывают, переливаются, теснятся. Восторг и детское любопытство: а что сегодня?
Каждый день многолик, многогранен цветист и звучен. Потрясающее начало, Михайловское... Его аллеи.
Чудное луговое пространство с видом на реку, мельницу, Тригорское, озеро и дальше на Петровское. И вот мы уже сами творим монотипии с Ариной Даур.
Какой удивительный красивый гостеприимный дом!
Красивые талантливые хозяева, и само пространство с картинами, глиной, стеклом, цветами, тронным креслом и горячим душистым чаем! И это ещё не всё: вечерние гонги на закате на мельнице в Бугрово. Только один день, как неделя, невероятно.
И еще ежедневная утренняя Олина зарядка, как вступление-настрой к любому музыкальному произведению. Что отозвалось? Что выделить? Невозможно! Звучит вся симфония, напоённая липовым цветом и запахом, соснами, елями, дубами, вязами, черникой, малиной, земляникой, чабрецом и обертонами, обертонами, обертонами... И эти удивительные встречи: отец Лев в скиту, его улыбка и живейшее участие в каждом. Пение в Храме, когда звуки, сливаясь, уносятся ввысь, и голос открывается, и кажется, весь ты сливаешься с ним и исчезаешь... И Галин Божественный голос... Пели везде и всегда. В Тригорском на Савкиной горе, а потом купались в дивной речке, на Петровской косе пировали, и снова купались, ели малину и пели. В Школе Искуств нас очищали гонги.
А баня на Кордоне и творческие задания, где каждый смог выразить себя. И мы увидели друг друга иначе и удивились, какие мы разные, интересные и обертонные. Удивительно, как тонкие, нежные, хрупкие обертоны притягивают, оъединяют, исцеляют нас. Какие интересные люди в группе. Какие встречи! Гений Места и гениальная программа! Благодарю! Благодарю! Благодарю!
Людмила Ситнова