1. Концерт-релакс
«Звук внутри звука»
Голосовые обертонные импровизации
Слушание обертонов позволяет достичь глубинного расслабления, пережить себя
в резонансе со звуковыми вибрациями. Гармоническая, высокочастотная структура обертонных звучаний настраивает организм человека и восстанавливает его баланс.
Активная звуко-двигательная разминка перед концертом помогает подготовиться
к восприятию разнообразных звуковых вибраций и резонансов всем организмом.
Слушание происходит с закрытыми глазами, с прямой спиной, сидя или лежа.
Концерт необычен прежде всего тем, что зрители активно участвуют в нем.
Перед началом концерта все зрители делают физическую разминку и распеваются, чтобы настроиться на слушание обертонов. Затем участники располагаются в кругу, - сидя или лежа, с закрытыми глазами воспринимая различные звуковые вибрации и резонируя с ними. Ольга и Галина, поют перемещаясь по кругу, создавая объемный звук, который проникает в каждую клеточку пространства. Это действо недаром называется «концерт-релакс» - оно гармонизирует и восстанавливает баланс сил в организме, дает глубокое расслабление и желание петь. В финальной части концерта слушатели присоединяются к пению, имея возможность пережить резонанс звуков в себе в полной мере.
С древних времен обертоны использовались в молитвенных песнопениях и целительских практиках, известных нам, в основном, по тибетской и тувинской традициям. Невозможно остаться равнодушным, услышав хотя бы однажды эти восхитительные, едва уловимые звуки, напоминающие волшебную флейту или ангельское пение. Современные исследования говорят нам о том, что «обертонная лестница» настраивает организм человека в гармонии с Миром, с законами Космоса. Умение слышать и петь обертоны приносит радость, наполняет жизненными силами, дает реальное переживание этой Гармонии.
2. Концерт Средневековой музыки
«Золотое сечение»
Средневековые песнопения и обертонное пение в ново-европейском стиле исполняют Галина Парфёнова и Ольга Анисимова.
Обертонное пение – это возможность петь сразу два звука – тон и обертон.
Когда мы открываем для себя обертоны, звуки голоса начинают распахиваться новыми акустическими пространствами. Выясняется, что призвуки играют решающую роль в формировании тембра и в освоении акустики. «Обертонная лестница» – это череда звуков, образующаяся по закону «золотого сечения». Она возвращает нас в интервалы без равной темперации.
Мы обнаруживаем знание обертонов не только на Востоке, где обертонная техника пения сохранилась наиболее полно, но и на Западе в грегорианских монодиях,
в византийских песнопениях, в русском «знаменном» распеве, в народных традициях.
Мы предлагаем концертную программу, в которой чередуются средневековые песнопения и обертонные импровизации. Их объединяет единая ладовая интервалика, единая гармония.
Из средневековой музыки будут представлены кантиги во славу Девы Марии короля Альфонсо X Мудрого (Испания, XIIIв.) и итальянские баллаты в стиле «Ars Nova» (XIVв.)
3. «Песни Сивиллы и кантиги Деве Марии короля Альфонсо X Мудрого»
(Испания, XIII)
El Canto dela Sibila – Песня Сивиллы
На Иберийском полуострове сохранился дошедший до нас из глубины веков текст проповеди Sermo del Symbolo, часть которой называлась El Canto dela Sibila – Песня Сивиллы.
В Толедо и на Майорке с XIII по XVII вв. сложилась традиция исполнять песню Сивиллы во время рождественской литургии. Древний образ пророчицы Сивиллы перешел в христианскую традицию.
В песнопении образы Апокалипсиса чередовались с воспоминаниями
о Страстях Господних в преломлении скорби Божьей Матери.
Песня Сивиллы вошла и в сборник кантиг кастильского короля Альфонсо X Мудрого (1221-1284).
Первое исполнение в Петербурге состоялось 14 марта 2007 в церкви св. Екатерины.